Главная » 2014 » Ноябрь » 23 » Возрастные личностные кризисы. Часть 2
20:41
Возрастные личностные кризисы. Часть 2

В прошлом выпуске я остановилась на том, что у каждого возраста есть свои задачи, невыполнение которых может привести к внутриличностному кризису. И я обещала привести классификацию личностных кризисов, чтобы лучше понимать себя и близких.

Лично мне больше всего нравится классификация и описание личностных кризисов у Э.Эриксона. Он выделил 8 стадий:

1. Орально-сенсорная. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.

2. Мышечно-анальная. Возраст – второй-третий годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.

3. Локомоторно-генитальная. Возраст – дошкольный, 4–5 лет. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. Именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.

4. Латентная. Возраст – 6—11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: систематичность и компетентность. Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии, о чем и говорит ее название – латентная. Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как устроены вещи, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствует выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности.

5. Подростковый возраст и ранняя юность. Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему «любви и ревности» к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли человек предмет любви в собственном поколении. Возраст – 12–18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность. Главное затруднение на этой стадии – спутанность идентификации, неспособность опознать свое «Я». Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т. е. на осознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. К концу данной стадии должа сформироваться профессиональная ориентация личности, выбор будущего дела, будущей профессии. На самом деле очень важный этап. Если не происходит осознание своего "Я", осознание желаемого трудового пути, закладывается некая бомба замедленного действия, которая впоследствии может привести к глубокому внутриличностному кризису и поиску своего предназначения.

6. Ранняя взрослость. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни, от конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже не называет возрастные границы. Задача этапа: близость против изоляции. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация (стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми - прим. Т.Юрьева ) и любовь. К началу этой стадии человек уже опознал свое «Я» и включился в трудовую деятельность. Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и в товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно сексуальное влечение, но и дружба. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить Эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости, его ожидает одиночество, ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные ему безразличны. И, только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Это объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

7. Взрослость. Возраст: зрелый. Задача этапа: генеративность (интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 лет и положительно переживающего свойственный этому возрасту кризис – прим.Т.Юрьевой) против стагнации (застой). Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность. Генеративность, центральный момент этой стадии, – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, хотя существуют отдельные лица, которые из-за жизненных неудач или особой одаренности в других областях не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.

8. Зрелость. Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность против отчаяния. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: она не воспринимается как естественное и неизбежное завершение жизненного цикла. Отчаяние выражает сознание того, что осталось мало времени, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.

Это была краткая основная характеристика различных жизненных этапов личности.

Еще раз о том, зачем важно быть подкованным в теме возрастных кризисов.

Вы можете проанализировать свою жизнь. Понять, где сейчас находитесь, в какой точке. Важно понимать:

Если не выполнены задачи какого-то возраста, дальше проблемы будут нарастать как снежный ком. Нельзя выполнить задачу сегодняшнего возраста, если не выполнены предыдущие.

Ведь взросление происходит плавно и поэтапно. Приведу на своем примере.

По определенным причинам я не выполнила задачи подросткового возраста и ранней юности. А именно - не нашла контакт со воим внутренним "Я", поэтому принимала решения исходя из мнения значимых других. Значимые другие - это мнение людей, к которым прислушиваешься. Что одевать и с кем встречаться из мальчиков, решала из мнения подруг. Куда поступать - из мнения родителей, что более перспективно с точки зрения заработка. Должна заметить, что страданий по этому поводу у меня не было. Это было нормально и другого способа жизни я не знала и не хотела.

Проблемы начались тогда, когда эти мнения перестали приводить к радостным для меня результатам. Естественно, все ведь высказывали то, что радостно и правильно для них. А я должна была жить из контакта с собой. Которого у меня не было. С отношениями мужчина-женщина и потенциальным замужеством у меня были те же трудности. Я соглашалась на то, что попадалось. Цеплялась за тех мужчин, которые очень нравились в надежде, что они знают как создать счастливые отношения и скажут, что мне для этого нужно сделать, кто я вообще в этой жизни. Конечно, звучит бредово. Но к сожалению, так живут очень многие. Из кризисов выходят все по-разному. Могу сказать о своем опыте. Я последовательно решала нерешенные задачи прошлых жизненных периодов. Нашла себя, контакт со своей интуицией, дело, которым нравится заниматься. И только после этого начала налаживаться моя личная жизнь. Только после этого начали складываться отношения с мужчиной, которым и стал впоследствии моим мужем. И это был ооооочень непростой путь. Я пыталась сама найти способы решить проблемы возраста, обращалась к профессионалам-психологам различных направлений, проходила групповую психотерапию, различные тренинги и он-лайн курсы, изучала эзотерические практики. И постепенно результаты стали проявляться в моей жизни, и я решила делиться опытом как в индивидуальных консультациях, так и в разработанном мной дистанционном курсе "Женское счастье".

Вернемся к теме кризисов. Когда вы понимаете, что происходит с вами и вашими близкими, легче понять друг друга, легче промолчать, когда лучше промолчать, легче подобрать слова поддержки и наметить пути выхода. Описанные возрастные кризисы – это некие маркеры, по которым человек неосознанно сверяется в том или ином возрасте. Зная основные задачи возраста, можно вообще возрастные кризисы проскочить незаметно. Еще раз повторю – у каждого возраста свои задачи. Кризис возникает зачастую именно тогда, когда эти задачи не реализованы. Мы все части социума. Так или иначе социальная среда на нас влияет. Нужно быть очень внутренне независимым человеком, чтобы жить своей жизнью без оглядки на то, что происходит вокруг. Ваши родителями были такими? Очень небольшая вероятность, иначе вы бы не искали информацию, не читали бы данную рассылку. А это значит, что вам они не передали иммунитет от социума, а вы в свою очередь не сможете передать его своим детям. Но опять-таки, раз вы ищите информацию, значит ищете перемены, и следовательно своим примером сможете привить своим детям самые лучшие качества.

Почему женщины с неустроенным личным счастьем рано или поздно, так или иначе возвращаются к теме замужества и счастливых отношений с мужчиной? Да потому что это генетическая память не дает покоя. Ощущение внутреннего предназначения женщины создает тот самый внутренний дискомфорт, который одних толкает к поиску мужчины и создания семьи, а других побуждают к поиску замещений в виде карьеры и отношений без обязательств.

Женщина рождена, чтобы быть счастливой женой и мамой в первую очередь.

Только после этой женской самореализации можно говорить и о карьере, и о различных видах социальной самореализации.

Любите, будьте любимы и счастливы!

Просмотров: 1134 | Добавил: Yuryeva | Теги: психолог белгород, помощь психолога, психологическая консультация | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar